31 - 03 - 2020
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Новости мостостроения

Правильно ли Петербург отказался от строительства Серного моста

Вантовый мост через остров Серный, который должен был соединить Васильевский остров с Петроградским, в Смольном окончательно решили не строить. Заказчик работ - городское предприятие «Дирекция транспортного строительства» - подал иск на расторжение контракта с подрядчиком, компанией «Мостоотряд-19».

Правильно ли Петербург отказался от строительства Серного моста

Это уже третий проект переправы через Неву, который был забракован новым петербургским правительством - до этого Смольный заморозил проекты Орловского тоннеля и Ново-Адмиралтейского моста.

Полвека в Генплане

Все три проекта присутствуют в Генплане города еще с 1948 года, говорит начальник Управления градостроительных обоснований развития города КГА Виктор Полищук, однако каждый раз возникают обстоятельства, которые препятствуют их реализации. В первую очередь это обстоятельства денежного характера.

Серным мостом петербургские власти начали заниматься с 2005 года. В 2008 году был заключен контракт на его строительство с ОАО «Мостоотряд-19», сроком введения в эксплуатацию назывался тогда 2011 год. Но в 2009-м случился кризис - и проект заморозили. В 2010 году администрация решила возобновить строительство. Тендер на проектирование километрового перехода выиграла компания «Институт Стройпроект». Подрядчиком остался ОАО «Мостоотряд-19». Предполагалось, что строительные работы начнутся в начале этого года, а к 2015-му мост будет сдан. Однако в Смольном снова передумали - проект остановили из соображений экономии (на строительство должны были выделить в целом около 10 млрд рублей).

Как пояснили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, иск носит чисто технический характер - это единственный способ приостановить проект, поскольку подрядчик условия договора не нарушал и разорвать контракт с ним невозможно. В случае возобновления проекта будет объявлен новый конкурс. В ОАО «Мостоотряд-19» сворачивание проекта пока не комментируют.

Нужен ли этот мост?

Правильно ли сделало правительство, остановив этот проект? Опросив экспертов, мы выявили как его сторонников, так и противников.

Сторонники строительства моста считают, что он крайне нужен – потому что с Васильевского острова на Петроградскую добраться сложно, есть только два моста - Тучков и Биржевой, где автомобилисты стоят в пробках. «Я не говорю уж про будущий чемпионат мира, который непременно потребует, чтобы были хорошие подъезды к Крестовскому острову и Петровской косе», - говорит заместитель генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова.

Поддерживающие решение Смольного уверены, что появление моста проблему пробок не решит: «Наоборот, все автомобилисты тут же устремятся к новому мосту вместо того, чтобы пересесть на общественный транспорт», - считает руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад» Виктория Желтова.

«От пробок он точно не избавит, - согласен директор петербургского филиала ВШЭ Александр Ходачек, - он был запланирован не для этого, а для развития зоны, которая носит чисто коммерческий характер (мост выходит на территории заводов. - Ред.). Поэтому если найдутся деньги и инвесторы - пусть строят».

Кроме того, противники моста почему-то уверены, что для моста не предусмотрены выезды: «Этот мост в контексте инфраструктуры - как инородное тело, на обоих берегах промзона, съезжать с него некуда, надо строить с нуля - а это дополнительные деньги бюджета», - говорит Александр Ходачек.

Между тем, согласно Генплану, в проекте моста все необходимые выезды предусмотрены, и это, соответственно, было учтено в стоимости проекта, говорит директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования в составе ЗАО «Петербургский НИПИград» Михаил Петрович: на Васильевском острове он должен был пройти по территории ОАО «Морской завод «Алмаз»» и выйти на Уральскую улицу, на Петроградском - через Ремесленную улицу выйти к Малому Петровскому мосту через реку Ждановку. Кроме того, были известны основные параметры моста: высота - 16 метров, ширина - 38, длина судоходного пролета - 120 метров.

На ОАО «Морской завод «Алмаз»» подтвердили, что проект моста был согласован с ними, и выезд должен был пройти через территорию завода. Однако в начале года директор завода получил письмо о том, что проект остановлен.

Есть ли у мостов перспектива

Почему новые власти Петербурга отменяют проекты мостов и тоннеля, если с точки зрения развития инфраструктуры они Петербургу крайне нужны. «Нельзя, наверно, представить ненужный мост в Петербурге - у нас центр находится на островах», - говорит начальник аналитического отдела ИК БФА Денис Демин.

По словам Виктории Желтовой, градостроительные правила предписывают в каждом городе-миллионнике, разделенном пополам рекой, строить мосты через каждые 800 метров. Протяженность Невы с учетом обоих рукавов в городской черте составляет более 20 км, а мостов - только 11, включая железнодорожный.

С другой стороны, считает Александр Ходачек, логика «мало мостов» - это неконструктивная логика. «Есть еще экономика, есть проекты куда более важные - например, нужны подземные переходы на площади Восстания. И мосты, конечно, нужны. Но один мост ситуации не решит, особенно Серный. Если нам и нужен сейчас мост, то скорее в районе Веселого Поселка».

Денис Демин согласен: «Транспортные проекты – наиболее капиталоемкие и при этом не самые срочные, в то время как улицы убирать нужно каждый день. И если стоимость моста - несколько миллиардов, а у нас дыра в бюджете, то очевидно, что нужно перенести его на потом». Однако, полагает аналитик, причины могут быть и другие: «Если говорить об обычных последствиях смены властей в крупных городах, то к ним относится, в частности, перестройка цепочки заказчик-подрядчик в плане строительства. Ведь строительство и девелопмент – это, скажем так, основной «бизнес» региональных властей в России. Можно предполагать, что эти цепочки готовятся к перестроению, и некоторые подрядчики могут терять заказы. Возможно, позже какие-то проекты будут возобновлены - а сменится ли при этом подрядчик, посмотрим».

На данный момент в Генплане помимо названных есть еще три моста - Арсенальный (должен соединить Таврическую и Арсенальную улицы), Большой Смоленский (соединит Большой Смоленский проспект и улицу Коллонтай) и мост, параллельный железнодорожному, в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Проекты этих мостов в том или ином виде существуют, но от стадии реализации далеки. Также в Генплане Петербурга присутствует тоннель, соединяющий Васильевский остров (в створе Наличной улицы) с Адмиралтейским и Кировским районами (в створе реки Екатерингофки).

Источник: Gorod 812, Анастасия ДМИТРИЕВА, Нина АСТАФЬЕВА

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5