Новости мостостроения

«Кривая кочерга тоже работает»

20.12.2014 09:20
Опубликовал: Administrator
Просмотров: 2124

Новосибирская прокуратура проверит техническое состояние Октябрьского моста. Эксперты рассказали РП, о чем свидетельствуют трещины в опорах и к чему это может привести.

Новосибирская прокуратура проверит техническое состояние Октябрьского моста

Фонд защиты прав потребителей «Гражданский патруль» обратился в прокуратуру Новосибирской области с просьбой провести проверку и принять меры реагирования по фактам неудовлетворительного технического состояния Октябрьского моста. Он был построен в 1955 году и с тех пор ни разу не подвергался капитальному ремонту. Поводом для запроса послужили разрушения в основании моста и внушительные трещины, уходящие глубоко в опоры, обнаруженные руководителем фонда Ростиславом Антоновым.

– Опасаюсь ли я внезапного обрушения? Да, конечно. Но оценить насколько велика опасность, сможет только специалист. Именно с этой просьбой я, по сути, и обращаюсь, — рассказал РП Ростислав Антонов.

Внимание общественности города к состоянию мостов приковано уже около года. Поводом для этого послужило заявление, сделанное еще в январе начальником ГУБО мэрии Валерием Зарубиным. Тогда 21 января на итоговом совещании о работе транспортного департамента мэрии чиновник заявил, что оба новосибирских моста через реку Обь находятся в аварийном состоянии.

– На Октябрьском мосту, который служит нам почти 60 лет, ни разу не проводился ремонт металлоконструкций, хотя обследование зафиксировало деформации отдельных стоек и других элементов несущих конструкций. А на Димитровском мосту деформационные швы уже давно не выдерживают возросшие нагрузки, — заявил он.

Позже чиновники поспешили разрядить ситуацию, назвав заявление своего коллеги «несколько амбициозным». Они ссылались на экспертное заключение специалистов лаборатории мостовых конструкций СГУПС, проводивших обследование состояния моста в 2008 году.

Однако, старший научный сотрудник СГУПС – НИЛ Мосты Андрей Усольцев пояснил, что в заключении, выданном их лабораторией в 2008 году, уже было указано на трещины в опорах, кольцевых опорах моста, а также была зафиксирована неравномерная осадка опоры.

– Если идти по спускам, то трещины видно, они довольно большие, но ничего страшного, катастрофичного, в этом нет. Сейчас надо посмотреть, сравнить. Уже прошло определенное время, они и тогда были большие, то есть устои моста — вообще массивные, большие, там много камер, они как квартирка с множеством перегородок. Неравномерная осадка пошла с самого начала эксплуатации, то есть трещины появились уже давно, они фиксировались и в предыдущих обследованиях, — пояснил эксперт.

В июле мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявлял о том, что в сентябре начнется капитальный ремонт моста сразу после введения в эксплуатацию Бугринского. Однако в конце октября мэр объяснил, что в условиях экономического кризиса проект придется отложить.

Директор компании-эксплуатанта МКУ «Гормост» Александр Чупак считает, что волнения по поводу трещин напрасны.

– Это абсолютно безопасно, так как это трещины в гранитной облицовке устоев, там допускается раскрытие от 3 до 5 см, ну в принципе до 5 см — нормальное явление. Это усадочные трещины в гранитной облицовке, то есть это не конструкция моста, это не несущая конструкция.

По мнению Чупака, намного серьезнее проблемы со стойками моста. «Это то, о чем говорил Зарубин», — пояснил Александр.

Насколько опасны деформации стоек моста рассказала Ольга Кочетова, руководитель пресс-службы ОАО «Сибмост», компании-правопреемника «Мостострой-2», построившего в 1955 году Октябрьский мост.

– Октябрьский мост имеет в своей конструкции арку с подпругой. Стойки (элементы подпруги) держат на себе балки пролетного строения. Если стойки потеряют устойчивость и сложатся пополам, то пролет моста в этом месте может деформироваться вплоть до обрушения. Для ликвидации деформаций необходимо закрыть мост на период реконструкции. Сами деформированные элементы надо будет усилить дополнительно, либо менять на новые. Такие работы проводятся периодически по всем старым мостам, — пояснила специалист. — Условный срок годности моста — 100 лет, регулярно его необходимо обследовать, устранять дефекты, проводить антикоррозионные и другие мероприятия. Причины возникших повреждений — возросшая нагрузка на мост.

Александр Чупак считает, что деформация стоек не говорит об их обрушении.

– Стойки не сложились и не сломались, они деформированы, отдельные элементы там имеют частичные деформации, но это не значит, что они сломаны. Кривая кочерга тоже, собственно говоря, работает и будет работать. У нас заключение, что по мосту ездить можно… Конечно, если пропустить колонну танков, то это может усугубить положение. Поэтому мост сейчас и разгрузили, есть большегрузы, но не в таком объеме, как было, сейчас мост свободный.

По мнению специалиста, полное ограничение движения большегрузов, которое когда-то уже практиковалось на Октябрьском мосту, поможет улучшить ситуацию. Он уточнил, что в настоящее время конструкцию моста облегчают и за счет демонтажа теплотрассы, проходящей по его пролетам. Это позволит существенно продлить срок службы моста без капитального ремонта.

– Сколько простоит мост — вопрос риторический. Можно вспомнить старый мост, около мотодрома (мост через речку Тулинка на улице Сибиряков-Гвардейцев в Новосибирске. — Примеч. РП), по которому провезли 100-тонный трансформатор. Не провезли бы, он еще бы 50 лет стоял. Все зависит от правильной эксплуатации моста. Мост контролируется, специальные осмотры по ГОСТу делаются один раз в 10 лет. В последний раз делали в 2008 году, а текущие осмотры делаются раз в полгода.

Представитель экспертной компании Андрей Усольцев пояснил РП, что в результате обследования выдается не разрешение на эксплуатацию моста в течение какого-то срока, а составляется перечень рекомендаций с видами работ, которые необходимо выполнить.

– Правильно, мосты обычно обследуют один раз в 10 лет. В принципе, большие сооружения обследуют раз в 5 лет. Но это не значит, что до следующего исследования ты не должен ничего делать. За мостом должен быть надлежащий уход, определенная эксплуатация. В отчете за 2008 год был изложен перечень дефектов и что нужно сделать для того, чтобы мост мог долго и нормально эксплуатироваться, но ничего сделано не было. Неравномерная осадка идет давно. Трещины обычно расшивают, то есть заполняют, специальными ремонтными составами. Иначе, когда в них попадает вода и замерзает, они рвут дальше опору, и наблюдается дальнейший рост трещин, — рассказал эксперт.

Александр Лубягин, генеральный директор ООО ПСК «Фундамент», компания которого специализируется на укреплении грунтовых оснований и фундаментов, считает, что возможно придется поставить вопрос о перекрытии моста, если трещины будут увеличиваться.

– Безусловно, надо в срочном порядке установить наблюдение над поведением этих трещин. Параллельно провести обследование конструкций опор моста и выявить причину возникновения трещин, — рассказал эксперт. — Если они будут вести себя активно, развиваться, то, возможно, нужно поставить вопрос о перекрытии моста, пока не будут выяснены причины.

Эксперт убежден, что даже разрушение внешней отделки моста уже может быть сигналом о неблагополучном состоянии внутри строения.

– Безусловно, эти трещины очень серьезный намек, который нельзя воспринимать легкомысленно, надо реагировать срочно. Отделка сама по себе не может разрушаться, здесь все равно очевидно, что это силовое разрушение. Есть смещение горизонтальное и вертикальное, если бы разрушалась отделка, она бы высыпалась, выкрашивалась и все, а она разрушается именно от усилий, — подытожил Александр Лубягин.

Источник: «Русская планета», Ирина Левшина, Фото: Алексей Игнатович

Метки:     Октябрьский мост      Новосибирск      обследование моста
Последние статьи