29 - 03 - 2024
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Новости мостостроения

Спор длиною в мост. Ученые, строители, общественники выступают за полное закрытия моста "Саратов - Энгельс"

Закрывать или не закрывать? Полностью или частично? - эти и другие, не менее актуальные вопросы обсуждались на заседании Общественной палаты Саратовской области, посвященном ремонту моста Саратов — Энгельс и связанному с ним проблемами. До "проблемы 15 апреля" остается чуть более двух недель, а заседание показало, что многие из принимавших в нем участие специалистов (ученые, строители, депутаты, общественники) выступают за полное и безоговорочное закрытие движения между областным и районным центрами. Кем тогда было принято решение о частичном его ограничении, с чем это связано и чем чревато — осталось загадкой.

Ученые, строители, общественники выступают за полное закрытия моста Саратов - Энгельс

Закрытие моста "Саратов — Энгельс" уже около года воспринимается не на уровне слухов, а как необходимая и жизненно важная мера. Как ранее говорил "специалист по мостам" профессор СГТУ Игорь Овчинников, масштабный ремонт моста должен был быть проведен еще в 2000 году, 14 лет назад. Собственно, с таким расчетом строился и мост в Пристанном. Более того, одним из обоснований строительства этого сооружения было как раз строительство его предшественника. Однако, власти 2000-х не стали брать на себя ответственность - мало того, что ремонт моста влек за собой весьма серьезные траты, так еще и гнев со стороны жителей обоих городов, несколько десятков тысяч которых совершают чуть ли ни ежедневные вояжи как в одном, так и в другом направлении.

Прошло 14 лет... Количество личного автотранспорта увеличилось так, что и сказать страшно — до 1,3 млн единиц. Изношенность железобетонных конструкций — тоже, а пропорционально ей и сумма необходимых на ремонт средств. И вот в 2014 году власть все-таки приняла решение о необходимости ограничения движения по мосту. При этом, как утверждал присутствовавший на заседании Совета депутат Саратовской облдумы Леонид Писной, еще в декабре 2012 года обсуждалось (и все с этим согласились) полное закрытие моста через Волгу. По словам парламентария, обсуждался комплекс мероприятий и, в принципе, все было готово к тому, чтобы ввести такие строгие "санкции". "Но потом все в связи с какими-то договоренностями изменилось!" - недоумевал Писной.

27 марта, за две недели до дня "икс" общественность, научное сообщество, законодатели, чиновники вдруг принялись горячо обсуждать: закрывать или не закрывать мост, когда, казалось бы, все уже было давным давно решено! Представитель проектного института Виктор Морозов, один из немногих, кто был уверен, что оговоренные ремонтные работы можно провести без полного закрытия моста, еле успевал отбиваться от критики сторонников другой позиции.
В частности, один из строителей заявил, что он против тех материалов, которые применяются при строительстве: "Они не защищают от коррозии бетон, - уточнил он. - Бетон после укладки должен находиться в состоянии покоя. Движение через аппарель будет создавать вибрацию, и бетон не схватится. Поэтому движение в этот момент ремонтных работ надо закрывать совсем. Иначе через год-два мы будем иметь очень большие проблемы".

Виктора Морозова попросили прокомментировать "дорожную одежду". "Ее будут составлять четыре слоя. Это слои мостового полотна, которые используются как стандартные. Они используются при строительстве мостовых сооружений в направлении Москвы и Санкт-Петербурга. Они были рекомендованы. Откуда сейчас эта критика?" - отреагировал проектировщик.

"Вы берете на себя ответственность за безопасность людей, которых будут провозить по этим аппарелям?" - спросил его председатель ОП Александр Ландо. "Беру, потому что это безопасность подтверждена экспертизами", - ответил представитель проектного института.

Присутствовашему на мероприятии профессору Овчинникову задали вопрос, привлекали ли его в качестве эксперта при проектировании "дорожной одежды". Ученый ответил отрицательно, хотя и оговорился: одежда проектировалась в том числе и на основании его разработок.

"Мостовая наука лет 20 не финансируется. Наш мост уникален, но сказать, сколько он простоит, никто не может. Надежность просчитывается вероятностными методами. Но мы мало знаем о поведении железобетонных конструкций. В 60-е годы была точка зрения, что этот материал вечен. Но это ошибка - такие конструкции падают, если их не мониторить. У нашего моста преднапряженная конструкция и она не удлиняется, как металл, а становится более хрупкой, как кость. Мы не знаем, что будет с этой арматурой. Сверху она мало повреждена, но что происходит внутри, мы не знаем. Я не знаю также, что будет обнаружено в процессе ремонта. Возможно, надо будет удлинить его сроки. Под Москвой в Пушкино пешеходный мост - раз - и обвалился. Но никаких предпосылок к этому не было. Такая же история с мостом над Миссисипи. Виноваты были птицы - они вили на мосту гнезда, которые оказались очень губительными для моста".

"Диагноз узнаем после вскрытия", - прокомментировал его выступление Ландо.

Ученый отдельно отметил, что с осторожностью относится к тому, что по стройплощадке будет ходить транспорт. "А мост в данном случае является стройплощадкой..." - многозначительно сказал Овчинников.

Сторонником полного закрытия старого моста "Саратов — Энгельс" оказался и другой представитель науки — завкафедрой "Транспортное строительство" СГТУ, профессор Виктор Столяров. В числе решения возможной транспортной проблемы в пристанском направлении он предложил увеличить разрешенную скорость для автомобилей до 110 км/час., запретить транзитникам ездить по "новому" мосту на период ремонта "старого" и т. д.
За полное закрытие выступил и ряд членов ОП. В частности, была озвучена информация, что в одном из силовых ведомств, якобы, началась подготовка "спецпропусков" для тех, кто сможет передвигаться по старому мосту вместе с общественным транспортом и аварийными службами. Впрочем, эти сведения опровергли.

"Когда я слышу, что по этому мосту во время работ будет ходить общественный транспорт, здесь начинаются исключения. Тогда захотят и глава города, и работники полиции, прокуратуры ездить там", - отметил этот нюанс и Александр Ландо.

Общественник Александр Журбин призвал создать для строителей максимально удобные условия для работы. "А максимально удобные условия, это чтобы ни одного автобуса там и близко не было", - выразил Журбин свою точку зрения.

В числе решений были озвучены следующие: строительство понтонной переправы (правда, за две недели ее вряд ли можно организовать), организация речных перевозок, а если поможет бизнес, то и на "воздушных подушках", организация перевозок врачей, которые проживают на одном берегу, а работают на другом...

Источник: Электронное периодическое издание "Фокус города"Ольга Берес

Последние статьи

 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Блог о расчeтах мостов

СК Стройкомплекс-5