19 - 06 - 2019
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Материалы

Не обходи мост

Обоснование инвестиций по строительству второго моста через Обь должно быть закончено до ноября 2013 года, что предусмотрено условиями контракта открытого конкурса на разработку предпроектной документации. Таким образом, почти двухлетние разговоры о том, нужен этот мост или не нужен, более не актуальны. Когда конкретно начнется строительство объекта, сколько он будет стоить, кто его построит и профинансирует и на каких условиях – эти вопросы пока остаются открытыми. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что необходимость во втором мостовом переходе в районе Сургута через крупнейшую водную артерию Западной Сибири не вызывает сомнений ни у общественности, ни у органов власти.

Мост через Обь в Сургуте

И правда, какие еще могут быть сомнения, если цифры статистики и отчеты экспертов весьма недвусмысленно говорят о следующем: без второго моста через Обь в районе Сургута весь Уральский регион может в одночасье оказаться в парализованном состоянии.

Сургутский мост

12 лет назад, в 2000-м,был пущен в эксплуатацию автомобильный мост, связавший Сургут и Нефтеюганск. Для своего времени это сооружение оказалось уникальным и даже попало в Книгу рекордов Гиннесса. Однако к сегодняшнему дню тот запас пропускной способности, который имел мост, исчерпан. Нет, он не выработал свой ресурс, более того, за счет регулярно проводимых осмотров и ремонтных работ (в 2010 году прошел первый плановый ремонт с заменой швов несущих конструкций) его прочность на сегодня сомнений у экспертов не вызывает. Вместе с тем этот мост, как и остальные автодороги Югры, стал заложником интенсивного социально-экономического развития региона. Когда в 1993 году мост только проектировался, расчетная интенсивность движения автотранспорта составляла 1200 физических единиц в сутки. Предполагалось, что к 2015 году эта цифра вырастет до 5000. Однако жизнь в подобные предположения внесла свои коррективы. Так что к сегодняшнему дню интенсивность движения по данному мосту составляет до 15,5 тысячи единиц автотранспорта в сутки, и этот показатель продолжает расти. Причем, что примечательно, количество транзитного транспорта составляет уже более половины. Кроме того, наблюдается и увеличение парка грузовых машин, в том числе имеющих массу, близкую к так называемой границе нормативной нагрузки. К росту количества проезжающего по данному объекту автотранспорта можно отнестись двояко. С одной стороны, это говорит о хороших темпах социально-экономического развития всего Уральского региона – Югра и Ямал остаются одними из немногих субъектов Федерации, которые живут в демографическом плюсе, и дают стране, в сумме, более 70% российской нефти и более 90% - газа. С другой стороны, сложившаяся транспортная сетка делает регион предельно зависимым именно от этого мостового перехода, и чем больше он пропускает автомобилей, тем быстрее изнашивается, так что какой бы конструкция ни была прочной, рано или поздно она придет в негодность. Вообще говоря, и Югре, и России в целом сегодня не хватает ни дорог, ни мостов, а выделяемых по факту средств на строительство и ремонт объектов автодорожной инфраструктуры так мало, что объекты, уже эксплуатируемые, часто приходят в негодность раньше нормативных сроков. И рушатся – то там, то тут: каждое четвертое сооружение (включая жилые дома и объекты соцкультбыта) обваливаются в России по причине нарушения условий и нормативных сроков эксплуатации. Скажем, минувшим летом по, конечно же, случайному стечению обстоятельств с промежутком в несколько дней рухнули сразу несколько мостов – в Самарской области, в Карелии, на Ямале. При этом за последние шесть лет было зафиксировано более 30 аварий, некоторые – с человеческими жертвами. Причин обрушения капитальных конструкций несколько. Это и въезд тяжелых грузовиков в мостовые опоры, и элементарное разгильдяйство, когда объекты строятся с прямыми нарушениями технологий, и ошибки проектирования. Однако, по существующей статистике, самой распространенной причиной обрушений является ненормированная эксплуатация, когда реальный грузопоток превышает расчетный, а ремонты проводятся реже, чем следовало бы. Именно в таком положении сегодня и находится действующий мост через Обь в районе Сургута. Поэтому вдвойне плохо то, что у этого моста на сегодняшний день нет альтернативы. Так что когда в 2010 году во время ремонтных работ на нем ограничивалось движение, неизбежно возникали пробки, иногда многокилометровые с временем ожидания до двух и более часов. Естественно, что в будущем подобные негативные тенденции будут только усиливаться. Выход — построить второй мостовый переход длиной более полутора километров через Обь в Сургутском районе. Реализация данного проекта, с одной стороны, позволит разгрузить действующий вантовый мост, а с другой – повысит транзитный потенциал Югры, который сегодня используется крайне слабо. Кроме того, это улучшит базу для региональной логистики и позволит транзитникам сэкономить время. Необходимо учесть, что бюджетных средств на объекты транспортной инфраструктуры сегодня катастрофически не хватает. Стоимость же строительства четырехполосного моста оценивается экспертами в 10-15 миллиардов рублей. Таким образом, объем расходов по проекту для бюджета может стать непосильным бременем. Поэтому определяются механизмы привлечения внебюджетных средств с последующим выкупом готового объекта. Одним из инвесторов может выступить дорожный комплекс Югры, который сегодня резко уменьшил объемы строительных работ. Объединившись в консорциум, предприятия предлагают правительству автономного округа использовать свои производственные и кадровые ресурсы для участия в данном инвестиционном проекте в доле до 20 процентов от его общей стоимости. Кто выступит в качестве соинвестора по проекту – вопрос пока открытый. Это могут быть банки, инвестиционные или пенсионные фонды. Это может быть один инвестор или целый пул. Нагрузка на бюджет, в первую очередь Югры, может быть снижена в том числе и в том случае, если проект по строительству второго мостового перехода через Обь в районе Сургута будет включен в уникальную по своей сути программу «Сотрудничество», суть которой в том, что три субъекта Федерации отчисляют налог на прибыль предприятий в бюджет Тюменской области и оттуда финансируют наиболее значимые объекты капитального строительства, непосредственно влияющие на социально-экономическое развитие всей Тюменской области. И второй сургутский мост через Обь – как раз один из таких объектов. Потому что в случае простого вывода на ремонт существующего автомобильного моста, который и так еле справляется с транспортным потоком, произойдут необратимые последствия, которые могут повлиять не только на Тюменскую область, но и в целом на экономику страны. Ведь Ханты-Мансийский округ дает России около 60 процентов всей нефти, а Ямал – около 80 процентов газа, что и составляет основу экономики страны. Таким образом, необходимость строительства моста-дублера обусловлена вопросами стратегической безопасности страны. Согласно Транспортной стратегии России, Сургут попадает в перекресток международных магистралей Север – Юг и Запад – Восток, и любые проблемы, которые существуют в этом перекрестке, требуют безотлагательного решения.

Мост через Обь

Источник: ИД Новости Югры

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5