05 - 04 - 2020
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Материалы

МОСТЫ В ДОКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ

 МОСТЫ В ДОКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ

B  доклассовом обществе строители только начинали ориентироваться в области архитектурных и технических идей, о чем можно судить по остаткам свайных построек, заложенных на своеобразных мостах-помостах. Тем не менее, в этих сооружениях, несмотря на примитивность их конструкции, нетрудно узнать в зародыше многие из современных систем.

Так, в формах моста на Яве (рис. 1) легко заметить кое-что общее с современным проектом моста через Золотые Ворота в Сан-Франциско (рис. 2), где сохранены те же основные элементы конструкции, правда переработанные на несравнимо более высоком уровне, с учетом современных технических достижений, в ином масштабе и из другого материала. Оригинален мост в виде частокола из наклонных жердей (рис 3), пропускающий течение сквозь себя. Этот прием использован и в более поздних деревянных балочных мостах.

 

 

1. Мост на Яве консольно-подвесного типа из бамбука и пальмовых канатов. Пролет 20 м, высота 11 м

 

2. Мост через Золотые Ворота в Сан-Франциско. Проект инженера Штраусса (неосуществленный). 1924 г. Пролеты: 403+1220 + 403 м. Высота порталов 228 м, ширина 24,4 м

Подобный же прием встречаем в мостах Китая с опорами в виде плетеных деревянных корзин. Щели для пропуска воды имели и древнерусские мосты-заборы, а также опоры из городней-ряжей, которые сохранились в мостах Бутана (Индия) и Тибета, где на них устраивались жилища на манер первобытных свайных построек.

Зародышем консольных мостов был коротыш, выпущенный из ряжевой опоры, позволивший увеличить пролет моста. В дальнейшем первобытные консольные мосты достигли значительных пролетов, как показывают примеры сохранившихся древних мостов Кавказа и других стран. Для их устройства в насыпи, на обоих берегах реки, закладывались бревна, выпущенные на 1/3 над водой. На них укладывался второй, третий ряд и так далее, пока не образовывалось отверстие, достаточное для перекрытия одним бревном. В Бутане сохранились консольные мосты из брусьев, заделанных в каменные устои красивой архитектуры, покрытые крышей.

 

3. Мост через р. Ловди в Африке. 1876 г.

 

4. Естественный балочный  мост в Утахе (США). Пролет 46 м, толщина  балки посередине 4 м

 

5. Мост из гранитных плит через р. Дартмур в Англии. Возраст более 2000 лет.

Пролеты 4,6 м, ширина 2 м

 

6. Естественный арочный мост в Утахе (США)

Балочные мосты, созданные самой природой, как, например, существующий и ныне в Утахе (рис. 4), несомненно, могли послужить образцом для первобытных каменных мостов типа дольменов из гранитных глыб (рис. 5). Такую же роль, очевидно, играли и «природные» арочные мосты (рис. 6). Все достижения эпохи доклассового общества послужили основой развития архитектуры в классовом обществе и прежде всего в восточных деспотиях, бывших первой его ступенью.

 

 

Метки:
Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5