20 - 04 - 2024
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Инновации в мостостроении

Инновационные технологии в строительстве, эксплуатации, ремонте и реконструкции транспортных сооружений

Сырков Антон Владимирович, к.т.н., доцент заместитель генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (Санкт – Петербург) выступил с двумя сообщениями. В первом из них «Задачи совершенствования систем управления техническим состоянием мостовых сооружений в России» он указал следующие цели, интересующие потребителей, представителей эксплуатирующих, управляющих и финансирующих эксплуатацию мостовых сооружений организаций: 1) повышение безопасности и комфортности проезда по мостовым сооружениям; 2) повышение эксплуатационной надежности мостовых сооружений; 3) повышение грузоподъемности мостовых сооружений; 4) повышение долговечности мостовых сооружений и их элементов; 5) повышение эффективности затрат на восстановительные и поддерживающие мероприятия: реконструкцию,   ремонт и содержание мостовых сооружений; 6) улучшение эстетических свойств мостовых сооружений;

Для достижения этих целей сформулирован ряд задач.

Первая группа задач включает разработку методик определения рисков, износа, оценки технического состояния, грузоподъемности, остаточной долговечности, приоритетности, ремонтопригодности, стоимости работ.

Требуется методика анализа рисков для элементов конструкций мостовых сооружений, классификация рисков по шкале критичности, ранжирование элементов мостовых сооружений по их значимости и вероятности отказов. Методика определения износа для элементов конструкций мостовых сооружений, как процента утраты основных первоначальных качеств, разработана В.И.Шестериковым и может быть дополнена методикой определения износа в стоимостном выражении. Действующая методика оценки технического состояния мостовых сооружений в баллах изложена в ВСН 4-81, может быть разработана новая методика общей интегральной оценки мостовых сооружений в баллах на основе методик определения рисков, износа и т.п. Однако оценки по пользовательским критериям могут точнее отражать состояние сооружения, например, методика оценки транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений, разработанная В.И.Шестериковым, дает оценку допустимой безопасной скорости, грузоподъемность оценивается классом нагрузки и.т.п. Методика определения остаточной долговечности разработана для пролетных строений железобетонных мостов В.И. Шестериковым, требуется развитие методики на другие элементы мостовых сооружений. Методики определения приоритетности, ремонтопригодности, стоимости работ не разработаны в достаточном объеме, требуется их комплексная доработка.

Вторая группа задач включает создание эффективной аналитической информационной системы нового поколения с банком данных, обеспечивающим инвентаризацию мостовых сооружений. Система должна обеспечивать гибкое разделение любого мостового сооружения на элементы по функциональным признакам (по ветвящейся дерево - структуре) и полную инвентаризацию мостовых сооружений и его элементов для обеспечения процессов управления сооружением, как техническим и хозяйственным объектом. Процессы определения износа, оценки технического состояния, приоритетности, ремонтопригодности, стоимости работ по содержанию должны быть автоматизированы. Новая аналитическая информационная система должна стать «системой прямого действия», исключающей разрывы между процессами занесения данных обследований мостовых сооружений, определения ведомостей дефектов, объемов восстановительных работ по содержанию, стоимости этих работ, количественной оценки износа. Система должна осуществлять анализ данных и результатов оценки мостовых сооружений, помогая пользователю в принятии управленческих решений.

Третья группа задач включает совершенствование технологий инспектирования мостовых сооружений, обеспечивающих достоверное и регулярное   обновление данных, определение, как технического состояния мостовых сооружений, так и восстановительных мероприятий. Инспектирование (обследование) мостовых сооружений должно производиться с частотой, требуемой для получения информативной динамики развития технического состояния сооружения и его дефектов, которая позволит определять реальную скорость деградации конструкций, а следовательно, более обоснованно прогнозировать остаточный срок их службы, своевременно назначать восстановительные мероприятия и предупреждать отказы элементов. Для этого система должна содержать автоматизированные задания на обследования для каждого конкретного мостового сооружения, обеспечивать занесение данных инспектором на объекте без последующего перезанесения и формировать электронный протокол обследования, фиксирующий ответственность инспектора за ввод данных. Новая аналитическая информационная система должна быть основой для процесса инспектирования мостовых сооружений, обеспечивать импорт и экспорт данных с центрального сервера и обратно с использованием дальнодействующих беспроводных технологий передачи данных. Быстродействие системы должно обеспечивать максимальную оперативность работы инспекторов.

Четвертая группа задач включает повышение заинтересованности подрядчика, создание механизма контроля качества работ по содержанию мостовых сооружений. Для повышения заинтересованности подрядчика, осуществляющего работы по содержанию, в результатах своего труда, требуется создать механизм объективного расчета затрат на содержание, определяющий затраты в соответствии с фактическими объемами работ. Для повышения ответственности подрядчика следует заключать с ним долговременные контракты на содержание, срок которых не менее гарантийных сроков на производимые им работы, и отслеживать появление брака в процессе регулярных инспекций мостовых сооружений, применяя развитую систему поощрений и штрафов. Требуется создание регламентов выполнения работ по содержанию, операционного и приемочного контроля качества.

Во втором докладе «Критерии технического состояния и количественная оценка износа мостовых конструкций» Сырков А.В. предложил в качестве критериев технического состояния использовать такие характеристики, как: 1) безопасность движения по мостовому сооружению; 2) эксплуатационную надежность; 3) долговечность; 4) грузоподъемность; 5) ремонтопригодность; 6) износ. Для   количественной оценки степени износа мостовых конструкций предлагается использовать стоимостные характеристики, отслеживая снижение стоимости конструктивных элементов мостовых сооружений. Для иллюстрации на фото 18 приведена диаграмма изменения износа элемента мостового сооружения в стоимостном выражении.


 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Блог о расчeтах мостов

СК Стройкомплекс-5