29 - 03 - 2024
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Инновации в мостостроении

Инновационные технологии в строительстве, эксплуатации, ремонте и реконструкции транспортных сооружений

Далее в докладе И.Г. Овчинникова и В.Н. Макарова были рассмотрены и другие «болевые точки» мостовых сооружений.

Было отмечено, что при устройстве дорожных одежд (мостового полотна) на ортотропных плитах существовало 3 тенденции: 1) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) на битумах с улучшенным качеством, с применением рулонных гидроизоляционных материалов, устройство которой позволяло использовать местную сырьевую базу и обходиться имеющимся парком машин и механизмов; 2) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением рулонных гидроизоляционных материалов: отечественных (изофлекс, изопласт, мостопласт, поликров, техноэластмост) и зарубежных (Битутен-Битушилд, Сервидек-Сервипак, Кебуфлекс-Конипокс); 3) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением для гидроизоляции полиуретановых смол или эпоксидных компаундов.

Далее было показано, что наиболее эффективным решением в настоящее время является создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением литого асфальтобетона на основе полимербитумных вяжущих. Такое решение применено при устройстве дорожной одежды на мосту через Волгу у села Пристанное Саратовской области и оно успешно эксплуатируется без ремонта более 9 лет (фото 19).

При устройстве дорожной одежды с применением литого асфальтобетона решались следующие задачи:

  • определялось качество исходных материалов;

 

 

 Фото 19. Конструкция дорожной одежды (послойный вид)

Фото 19. Конструкция дорожной одежды (послойный вид)

 

  • определялся количественный состав материалов смеси для различных слоев мостового полотна;
  • решались задачи по проектированию и подбору смеси;
  • определялась дозировка составляющих литого асфальтобетона;
  • была разработана технология изготовления компонентов дорожной одежды (мостового плотна) и доставки смеси на место укладки;
  • был выполнен оптимальный подбор машин, механизмов, оборудования и инвентаря, используемых для приготовления, доставки на место и укладки составляющих мостового полотна;
  • разработана технология с подбором машин и механизмов для пескоструйной очистки верхней палубы ортотропной плиты до степени Sа=2,5 перед нанесением разжиженного полимербитума;
  • разработаны технологическая схема и технологические карты по устройству мостового полотна на железобетонной плите проезжей части;
  • выделены особенности устройства дорожной одежды (мостового полотна) с применением полимербитумных вяжущих (ПБВ) с разработкой технологических схем и карт по устройству мостового полотна на металлической ортотропной плите.
  • составлена методика по лабораторному обеспечению качества работ по приготовлению составляющих мостового полотна;
  • приведены методические рекомендации по приемке составляющих слоев мостового полотна;
  • разработаны рекомендации по эксплуатации и ремонту дорожной одежды (мостового полотна) с применением полимербитумных вяжущих (ПБВ).

Преимущества мостового полотна нового типа:

  • все слои одежды, сооружаемой как на железобетоне, так и на металле, имеют в своей основе один и тот же полимербитумный материал, обеспечивая тем самым совместную работу слоев между собой в силу одинаковой деформативности;
  • высокая пластичность слоев одежды обеспечивает совместную работу одежды с пролетным строением;
  • последовательная укладка слоев из однородного материала в горячем состоянии обеспечивает повышенную трещиностойкость при значительных перепадах температур и динамических воздействий транспорта;
  • устройство поверхностного слоя сцепления   в литом асфальте обеспечивает высокую износоустойчивость одежды и комфортабельность движения автотранспорта;
  • состав и способ укладки гидроизоляционной мастики образует бесшовное водонепроницаемое покрытие;
  • устройство полимербитумного покрытия, плотного асфальтобетона, полимербитумной мастики обеспечивают водонепроницаемость одежды;
  • приклеиваемая полимербитумом сетка балансирования давления обеспечивает эластичность мастики в местах допустимого трещинообразования в железобетонных плитах, а также способствует сцепления мастики с поверхностью основной конструкции.

В то же время в отечественном мостостроении, следуя зарубежному опыту строительства мостов с пролетами большой длины (500 – 1000 метров) и более тоже прослеживается стремление к переходу на конструкции пролетных строений, превышающих длину более 500 м. А это влечет за собой конструктивные решения облегченного характера за счет несущих элементов пролетных строений и в первую очередь дорожной одежды (мостового полотна). Авторами запатентован ряд конструктивных решений проезжей части для этого случая:

 

Вариант 1:

Асфальтобетон I, II (40 мм)

Литой асфальтобетон I, II + посыпка очерненным щебнем фракции 15?20 мм (40 мм)

Гидроизоляционный слой из Техноэластмост С 5,2 мм

Полимербитум ПБВ 60 (4 мм) 3 кг/кв.м

Разжиженный полимербитум 300 г/кв.м

Ортотропная плита проезжей части (металлическая)

 

Вариант 2:

 

ЩМА 20 (щебеночно-мастичный асфальтобетон) 125 кг/кв.м - (40 мм)

Литой асфальтобетон I, II + посыпка очерненным щебнем фракции 15?20 мм (40 мм)

Гидроизоляционный слой «Техноэластмост Б» 5,2 мм

Полимербитум ПБВ 60 (4 мм) 3 кг/кв.м

Разжиженный полимербитум 300 г/кв.м

Ортотропная плита проезжей части (металлическая)

 

Как видно, в обоих случаях в качестве гидроизоляции используется материал Техноэластмост. Этот материал, как было ранее отмечено, использовался при ремонте Борского моста в Нижнем Новгороде, а ранее он применялся на вантовом мосту в Санкт - Петербурге (фото 20).

 

 Фото 20. Применение материалов фирмы «Технониколь» для устройства гидроизоляции на вантовом мосту в Санкт - Петербурге

Фото 20.   Применение материалов фирмы «Технониколь» для устройства гидроизоляции на вантовом мосту в Санкт - Петербурге

 


 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Блог о расчeтах мостов

СК Стройкомплекс-5