Инновации в мостостроении
Страница 7 из 12
Далее в докладе И.Г. Овчинникова и В.Н. Макарова были рассмотрены и другие «болевые точки» мостовых сооружений.
Было отмечено, что при устройстве дорожных одежд (мостового полотна) на ортотропных плитах существовало 3 тенденции: 1) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) на битумах с улучшенным качеством, с применением рулонных гидроизоляционных материалов, устройство которой позволяло использовать местную сырьевую базу и обходиться имеющимся парком машин и механизмов; 2) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением рулонных гидроизоляционных материалов: отечественных (изофлекс, изопласт, мостопласт, поликров, техноэластмост) и зарубежных (Битутен-Битушилд, Сервидек-Сервипак, Кебуфлекс-Конипокс); 3) создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением для гидроизоляции полиуретановых смол или эпоксидных компаундов.
Далее было показано, что наиболее эффективным решением в настоящее время является создание многослойной дорожной одежды (мостового полотна) с применением литого асфальтобетона на основе полимербитумных вяжущих. Такое решение применено при устройстве дорожной одежды на мосту через Волгу у села Пристанное Саратовской области и оно успешно эксплуатируется без ремонта более 9 лет (фото 19).
При устройстве дорожной одежды с применением литого асфальтобетона решались следующие задачи:
- определялось качество исходных материалов;
Фото 19. Конструкция дорожной одежды (послойный вид)
- определялся количественный состав материалов смеси для различных слоев мостового полотна;
- решались задачи по проектированию и подбору смеси;
- определялась дозировка составляющих литого асфальтобетона;
- была разработана технология изготовления компонентов дорожной одежды (мостового плотна) и доставки смеси на место укладки;
- был выполнен оптимальный подбор машин, механизмов, оборудования и инвентаря, используемых для приготовления, доставки на место и укладки составляющих мостового полотна;
- разработана технология с подбором машин и механизмов для пескоструйной очистки верхней палубы ортотропной плиты до степени Sа=2,5 перед нанесением разжиженного полимербитума;
- разработаны технологическая схема и технологические карты по устройству мостового полотна на железобетонной плите проезжей части;
- выделены особенности устройства дорожной одежды (мостового полотна) с применением полимербитумных вяжущих (ПБВ) с разработкой технологических схем и карт по устройству мостового полотна на металлической ортотропной плите.
- составлена методика по лабораторному обеспечению качества работ по приготовлению составляющих мостового полотна;
- приведены методические рекомендации по приемке составляющих слоев мостового полотна;
- разработаны рекомендации по эксплуатации и ремонту дорожной одежды (мостового полотна) с применением полимербитумных вяжущих (ПБВ).
Преимущества мостового полотна нового типа:
- все слои одежды, сооружаемой как на железобетоне, так и на металле, имеют в своей основе один и тот же полимербитумный материал, обеспечивая тем самым совместную работу слоев между собой в силу одинаковой деформативности;
- высокая пластичность слоев одежды обеспечивает совместную работу одежды с пролетным строением;
- последовательная укладка слоев из однородного материала в горячем состоянии обеспечивает повышенную трещиностойкость при значительных перепадах температур и динамических воздействий транспорта;
- устройство поверхностного слоя сцепления в литом асфальте обеспечивает высокую износоустойчивость одежды и комфортабельность движения автотранспорта;
- состав и способ укладки гидроизоляционной мастики образует бесшовное водонепроницаемое покрытие;
- устройство полимербитумного покрытия, плотного асфальтобетона, полимербитумной мастики обеспечивают водонепроницаемость одежды;
- приклеиваемая полимербитумом сетка балансирования давления обеспечивает эластичность мастики в местах допустимого трещинообразования в железобетонных плитах, а также способствует сцепления мастики с поверхностью основной конструкции.
В то же время в отечественном мостостроении, следуя зарубежному опыту строительства мостов с пролетами большой длины (500 – 1000 метров) и более тоже прослеживается стремление к переходу на конструкции пролетных строений, превышающих длину более 500 м. А это влечет за собой конструктивные решения облегченного характера за счет несущих элементов пролетных строений и в первую очередь дорожной одежды (мостового полотна). Авторами запатентован ряд конструктивных решений проезжей части для этого случая:
Вариант 1:
Асфальтобетон I, II (40 мм)
|
Литой асфальтобетон I, II + посыпка очерненным щебнем фракции 15?20 мм (40 мм)
|
Гидроизоляционный слой из Техноэластмост С 5,2 мм
|
Полимербитум ПБВ 60 (4 мм) 3 кг/кв.м
|
Разжиженный полимербитум 300 г/кв.м
|
Ортотропная плита проезжей части (металлическая)
|
Вариант 2:
ЩМА 20 (щебеночно-мастичный асфальтобетон) 125 кг/кв.м - (40 мм)
|
Литой асфальтобетон I, II + посыпка очерненным щебнем фракции 15?20 мм (40 мм)
|
Гидроизоляционный слой «Техноэластмост Б» 5,2 мм
|
Полимербитум ПБВ 60 (4 мм) 3 кг/кв.м
|
Разжиженный полимербитум 300 г/кв.м
|
Ортотропная плита проезжей части (металлическая)
|
Как видно, в обоих случаях в качестве гидроизоляции используется материал Техноэластмост. Этот материал, как было ранее отмечено, использовался при ремонте Борского моста в Нижнем Новгороде, а ранее он применялся на вантовом мосту в Санкт - Петербурге (фото 20).
Фото 20. Применение материалов фирмы «Технониколь» для устройства гидроизоляции на вантовом мосту в Санкт - Петербурге