Валентин Котюх,
председатель регионального отделения
ООПО «ВСС М.Т. Калашникова»
Источник: Электронное периодическое издание «Коммуна»
Под непрерывным обстрелом, который вел противник, в Воронеже был возведен подводный мост для переправы танков на Чижовский плацдарм.
В Центральном музее Вооруженных Сил РФ в Москве на одном из стендов, рассказывающих о форсировании реки Днепр Красной армией, висит фотография командира понтонной роты 108-го отдельного понтонно-мостового батальона старшины Ивана Ефимовича Крысина. В аннотации к ней сказано, что боевое крещение он получил в августе 1942 года при наведении переправы через реку Воронеж. Под непрерывным обстрелом отделение Крысина участвовало в строительстве подводного моста для переправы танков.
Как это происходило, рассказали архивные документы.
Командир 108-го отдельного понтонно-мостового батальона (108-й опмб) капитан Александр Васильевич Петошин и батальонный комиссар Федор Ефимович Войтенко получили боевую задачу 27 августа 1942 года: приступить к постройке подводных опор для наводки танковых мостов через реку Воронеж в районе переправ №3, №4 у села Песчанка всем составом батальона, чтобы переправить танки на Чижовский плацдарм.
К выполнению приказа приступили немедленно. В тылу наших войск были изготовлены все детали будущих мостов. После этого работы начали вестись в реке ночью под постоянным обстрелом противника. У подводного моста проезжая часть строилась ниже уровня воды на 50-70 сантиметров. Сооружение скрывала толща воды, и поэтому мост был незаметен для фашистов. Чтобы ввести противника в заблуждение, возводились и видимые – ложные – мосты.
Газета "Известия"
Военным инженерам необходимо было в режиме полной секретности от захватчиков построить переправу для танков. Это была трудная задача: вражеские войска находились на расстоянии 300-500 метров на высоком правом берегу реки Воронеж и хорошо просматривали и простреливали все вокруг. Переправляемые танки должны были сыграть ключевую роль в расширении Чижовского плацдарма, захваченного раннее 6-й Краснознаменной и 100-й стрелковыми дивизиями и другими частями.
Для строителей самым трудным и опасным делом была установка концевых и промежуточных опор (устоев). Работу в холодной воде под непрерывным обстрелом, который вел противник, командование поручило отделению младшего сержанта И.Е.Крысина. Он с солдатами, среди которых были понтонеры Василий Моисеевич Колотов, Иван Иванович Кулик и Идел Бай Макеев, устанавливали и наращивали опоры моста. Каждую ночь саперы скрытно вбивали в грунт сваи, не обращая внимания на потери убитыми и ранеными.
Старшина Иван Ефимович Крысин
В ночь на 15 сентября 1942 года по готовым опорам укладывается верхний слой моста. Командир отделения младший сержант Яков Демьянович Вовчук, призванный Липецким ГВК, со своим отделением первым закончил свой участок на трех устоях и стал оборудовать путь подъезда к мосту. За сорок минут бойцы раскопали крутой берег реки, устлали дорогу камнями и заложили деревьями. После этой работы они помогают отстающим и успевают положить прогоны еще на два устоя.
На другом участке бойцы взвода лейтенанта Николая Дмитриевича Ермакова, который родом был из города Ельни, на час раньше срока выполнили задачу, не имея опыта строительства мостов под водой. Командир личным примером учил, как надо строить мост.
Окончив строительство, помощник начальника разведотдела штаба по разведке 25-го танкового корпуса майор Федор Николаевич Зеленин (19 сентября 1942 года он погиб смертью храбрых), направил на переправу танки.
Рев первых машин услышали фашисты. Они открыли огонь с высоких берегов реки Воронеж по пристрелянным заранее местам. Переправа продолжалась под сильным артиллерийским и минометным огнем. Когда от сильного огня многие солдаты приходили в замешательство, понтонер Федор Андреевич Дрыгин, призванный Уразовским РВК Курской области из села Барка, личным примером призывал их к стойкости. От разорвавшегося вражеского снаряда Дрыгин был убит, а понтонер Степан Андреевич Парахин – тяжело ранен в ногу: вражеский осколок вонзился нашему земляку в пятку, перебив кости.
Орловчанин младший сержант Анатолий Федосеевич Евсиков из роты лейтенанта Ивана Николаевича Сазонова, когда мост был разбит, принес и установил с солдатами своего отделения, не обращая внимание на взрывы, резервные опоры. Бойцы находили подсобный материал и укладывали его в места повреждений, и по мостам вновь шли танки. Во время работы был ранен заместитель политрука роты. Сержант Евсиков вынес его в укрытие и, оказав помощь, вернулся к обслуживанию переправы. От разрыва вражеского снаряда он погиб.
Выполняя приказ, отдали свои жизни старшие лейтенанты Арсений Николаевич Загоруйко и Александр Алексеевич Филатов.
Линейные надсмотрщики красноармейцы Тимофей Федорович Васильев и Федор Михайлович Минин обеспечивали связью командный пункт батальона с мостами. Под минометным огнем они выходили на линию и исправляли повреждения кабеля. По-пластунски, а где – и короткими перебежками, зажав в одной руке кабель, Минин, на своем четырехкилометровом участке устранил двенадцать порывов.
В ту ночь удалось переправить на Чижовку шестнадцать танков. Три раза бойцы восстанавливали разрушенные артиллерией мосты, пока они полностью не были разбиты. Переправленные танки помогли пехоте отбить дамбу ВоГРЭСовского моста, выбить фашистов с территории кирпичного завода, из психиатрической больницы и расширить плацдарм.
Уже на следующий день батальон приступил к восстановлению и ремонту плотины у электростанции и строительству подводного моста. Воронки на дамбе бойцы засыпали битым кирпичом, осколками бетона, а сама дамба была срыта с обеих берегов до уровня воды. По построенному подводному мосту ночью на Чижовский плацдарм переправлялись и грузы на автомобилях.
Моторист Степан Андреевич Козлов, призванный Орловским РВК, произвел разведку дна реки. Под обстрелом противника он, находясь в осенней воде, обнаружил брод. Через него стали переправляться солдаты.
С 27 августа по 23 сентября 1942 года 108-й отдельный понтонно-мостовой батальон потерял убитыми и ранеными половину своего состава - 158 человек. Донесений о потерях батальона в архиве Министерства обороны РФ мы не нашли.
На смену бойцам 108-го опмб пришли опытные, уже участвовавшие в боях на Дону под Коротояком, строившие мосты у сел Чертовицкое и Рамонь саперы 15-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона капитана Князева и 173-й отдельный инженерный батальон (173-й оиб) старшего лейтенанта Пасько.
Командир взвода второй понтонной роты лейтенант Алексей Иванович Барбасов из Саратовской области был назначен комендантом подводного моста в районе электростанции. Мост противником неоднократно разрушался, но бойцы его восстанавливали, работая в осенней воде.
Техник-интендант 2-го ранга Казим Давлетович Шамгунов 20 сентября 1942 года с солдатами на глубине 1,6 метра установил козловые опоры и уложил прогоны при наводке подводного (заливного) моста через реку Воронеж. Под минометным огнем его бойцы продолжали выполнять поставленную задачу до окончания строительства.
Лейтенант Аким Григорьевич Бережной в течении двадцати суток обеспечивал переправу через подводный мост. 24 октября переправа была разрушена. Солдаты первой понтонной роты красноармеец Федор Кондратьевич Андрейченко из Брянской области, младший сержант Фарса Кадырович Кадыров из Казани, красноармейцы Петр Кузьмич Мурашкин и Иван Андреевич Исупов из Кировской области и другие солдаты, работая в аварийной команде, устраняли повреждения моста, освобождали проезжую часть плотины от застрявших грузов. Ночами красноармейцы укладывали камень на плотину.
Герой Советского Союза Иван Никандрович Путинцев
В Воронеже получили боевое крещение и свои первые награды будущие Герои Советского Союза понтонеры Иван Никандрович Путинцев (погиб в 1944 году), Михаил Ильич Пучков, Федор Андреевич Алабугин. Высокое звание им было присвоено в битве за Днепр.
Герой Советского Союза Михаил Ильич Пучков
10 ноября противник вновь разрушил двадцать пять погонных метра моста. Стоя по шею в холодной воде, солдаты устранили повреждения и возобновил пропуск грузов. Так продолжалось до тех пор, пока реку не сковал лед.
Герой Советского Союза Федор Андреевич Алабугин
Опыт, полученный на реке Воронеж, пригодился при форсировании Днепра, где отличились воевавшие у нас батальоны. Часто в исторической литературе опыт первого применения строительства подводных мостов отдают битве за Днепр, но это не совсем так. Нам думается, что в Воронеже должен быть установлен памятник военным инженерам-мостостроителям, достойно выполнившим свой воинский долг.
108-й моторизованный понтонно-мостовой ордена Александра Невского и Красной Звезды батальон до сих пор служит Родине. Его правопреемником является 7022-я база хранения и ремонта военной техники, которая дислоцируется в поселке Лупче-Савино Кандалакшского района Мурманской области.
Было бы совершенно уместным пригласить на военный парад в Воронеже в честь 70-летия Победы воинов частей, воевавших за наш край или носящих почетные наименования.
Радостно было бы увидеть в одном строю с солдатами Воронежского гарнизона воинов 19-й отдельной мотострелковой Воронежско-Шумленской Краснознамённой орденов Суворова и Трудового Красного Знамени бригады, 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина, Краснознамённой дивизии имени Ю.В. Андропова, военных из 7022-й Варшавской ордена Александра Невского базы хранения и ремонта военной техники, 287-го полка войск НКВД, который формировался и воевал в нашем городе, представителей 3-й отдельной Краснознаменной бригады специального назначения внутренних войск МВД Республики Беларусь и других.