SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Мост в никуда?

Когда проезжаешь по железной дороге мимо села Железное (Украина, Донецкая область) и видишь фундаментальные основания каменного пешеходного моста через реку Кривой Торец, невольно возникали вопросы, на которые долгое время не было ответов.

Мост в никуда

Зачем он построен на тупиковой дороге, зачем такие массивные опоры, кто и когда его строил?

Село Железное расположилось на правом берегу реки Кривой Торец. Тянется оно на несколько километров с севера на юг. Село как бы делится на две половины дорогой, которая спускается к мосту, построенному через реку. Когда подъезжаешь к нему, видно, что для проезда автомобильного и гужевого транспорта он непригоден. Используется лишь как пешеходный.

Но почему на четырех массивных каменных опорах установлен утлый железный пешеходный мостик? Невооруженным глазом видно, что предназначение моста с такими габаритными опорами не для перехода пешеходов.

Опоры моста: две вмонтированы в берега, две находятся посередине русла реки, поражают воображение не только размерами. Впечатляют они и культурой, если можно так сказать, культурой выполненной работы. Блоки из дикого камня уложены в сооружение с большой тщательностью. Швы между рядами ровные, края опоры профессионально закруглены. Каменные блоки радуют глаз насечками, а некоторые какими - то "визерунками". Верхние части опор украшены тонкими художественно высеченными плитами. Они образуют на сооружении чуть выступающий карниз. Когда рассматриваешь опоры, не покидает чувство, что их строили профессионалы и на века.

Подъезды к мосту, 150 - 200 метров в обе стороны, выложены брусчаткой, чтоб облегчить выезд транспорта на настил в дождливое время года.

До войны мост был действующим. Об этом свидетельствуют старожилы. По нему ездили в села Юровку, Розовку, Сухую Балку.

Когда началась война, и немцы приблизились к селу Железное, командование группой наших войск, чтобы затруднить продвижение противника, решило взорвать мост. Взрывали его два раза. Один раз в период отступления, это приблизительно с 4 по 14ноября 1941года. Погода стояла холодная и ветреная. Шел дождь. Солдаты-минеры торопились, немцы были рядом. Заряды заложили под две, стоящие в воде опоры. Когда крутнули машинку, взорвался один заряд, и тот слабый. Мост остался почти цел.

Люди пожилого возраста говорят, что вторично взорвали мост партизаны. Взрыв частично разрушил опору, стоящую в воде, и мост стал непригоден к проезду авто- и гужевого транспорта.

После войны его не восстановили. Видимо, он потерял свое стратегическое значение и перешел в категорию второразрядных, пешеходных.

Краеведы поселка Новгородское долгое время и безрезультатно бились над вопросом: кто, зачем и когда построил фундаментальный мост? Деревеньки, находившиеся на левом берегу реки Кривой Торец, Полтавка, Марьинское, Юровка были обеспечены двумя деревянными мостами, и такое масштабное каменное сооружение для сотни жителей трех сел было нерационально. Тогда зачем и кто его строил? Вразумительного ответа старожилы и многочисленные экскурсии к мосту ответа не дали.

Задачу решил бывший главный инженер фенольного завода Ковалев Виктор Петрович. Он недавно присоединился к поселковым краеведам и включился в работу по устранению белых пятен в истории поселка Новгородское. В результате поисковой работы Виктор Петрович нашел несколько ценных исторических материалов. Один из них - это статья из книги, которая,предположительно, проливает свет на появление моста на реке в селе Железном. Издана книга в 25 год правления Николая Первого, Императора всея России, по его Высочайшему повелению при 1 - м отделении Департамента Генерального Штаба, том 11, часть 4, Екатеринославской губернии. Год выпуска 1850.

В ней в частности говорится…"Сверх исчисленных почтовых дорог, предполагается провесть ближайший почтовый тракт между городами Бахмутом и портами Азовского моря Бердянском и Мариуполем. Открытие этого тракта принесет большую пользу не только местам, находящимся в центре Екатеринославской Губернии, но и внутренним губерниям России, лишенных до сего времени прямых почтовых сообщений с Азовскими портами. Сверх того, означенный тракт, проходя мимо устраиваемой ныне министерством государственных имуществ Велико - Анадольской фермы, через сообщение с соседними губерниями доставит как ей, так и находящемуся близ нея образцовому лесоразведению необходимую для этих полезных заведений известность".

Предполагаемая почтовая дорога должна была проходить от г. Бахмута через село Железное, Марьинское, Авдеевку, образцовую ферму м. Янисаль к станции Камышеватской, что на дороге №5. Но для соединения вновь открываемой дороги с дорогою №6 предположено станцию Марченкову соединить с селом Железным, где будет устроена почтовая станция, а существующий ныне почтовый тракт от Марченской станции в г. Бахмут вместе со станциею Торецкою уничтожить.

Далее в книге описывается, как рельеф местности, реки и почва влияют на передвижение по трактам экипажей и повозок. Обращается внимание на участки дороги, затопляемые весенними водами, которые весьма затрудняют сообщение в продолжении разливов, но еще далее после спадения воды образующимися на поверхности земли топями.

Вот, видимо, чтоб предупредить затруднения в проездах по Бахмутскому тракту, возле Железнянского моста в местах предполагаемых топей были насыпаны насыпи и выложены булыжником участки дороги, подходящие к мосту.

Существенное препятствие передвижению по почтовым дорогам составляют почвы, особенно черноземисто-глинистые. Весной и в период дождей дороги, пролегающие по этому грунту, в особенности, где преобладает глина, скоро портятся: образующаяся на поверхности грязь весьма клейкая, пристает к колесам экипажей, увеличивает их тяжесть, затрудняет проезд.

А вот Бахмутский уезд в этом отношении является наиболее благополучным. Так как в его почвах преобладают смеси глины с песком, а местами и хрящеватый грунт, что уменьшает невыгоды черноземистого грунта в дождливое время. К тому же затруднения в сообщении по почтовым дорогам, пролегающим по такому грунту и водоразделам, бывает непродолжительным. Чтоб восстановиться им в обыкновенный вид, достаточно нескольких солнечных дней или сильных ветров. И такие ветры, особенно юго- восточные, в этой местности господствуют.

Читая этот материал, можно сделать выводы, что природные условия были наиболее пригодны к обустройству в нашей местности почтового тракта "Бахмут - порты Азовского моря". И одной из составляющих почтовой дороги и стал фундаментальный мост через реку Кривой Торец у села Железное. Время его постройки предположительно 50-е годы девятнадцатого столетия.

Вероятнее всего, строительству капитального моста способствовало и то, о чем говорится в книге: "Все вообще мосты, плотины, трубы и гати по почтовым дорогам Екатеринославской губернии через второстепенные реки, речки и ручьи по непрочности своей подвержены ежегодным разрушениям, тогда как во многих местах губернии изобилие камня строевого и известкового представляют в виде средств к устройству прочнейших каменных мостов".

В статье указано, что предполагается провести Бахмутский почтовый тракт, и перечисляются пункты, по которым он пройдет. Но время его строительства и статьи финансирования не указаны. По всей вероятности строили мосты, насыпи, ограждения за счет собираемых ежегодно денежных земских повинностей громад, где проходили почтово-транспортные дороги. Наличие такого тракта земствам было выгодно. Сокращалось время на доставку почты, улучшалось перемещение хозяйственных грузов. О том, что дорога функционировала, свидетельствует наличие почтовой станции в селе Железном, что зафиксировано на карте Бахмутского уезда Екатеринославской губернии 1891года. А Железнянский каменный мост, по всей видимости, был одним из сооружений, составляющих дорожный комплекс.

Официальных же документов, кроме упоминания о проведении почтового тракта в нашей местности, подтверждающих строительство моста, пока не найдено. Таким образом, вышеизложенный материал - только предположения, но они не лишены смысла.

Источник: "Дзержинский шахтер", Александр Негода


Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5