22 - 08 - 2019
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Н.Е. Кокодеева

В последние десятилетия в большинстве регионов России резко осложнились вопросы природопользования, наблюдается ухудшение экологического состояния, продолжается деградация природной среды, что негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности общества. В связи с этим экологические проблемы взаимодействия природы и общества, влияние состояния окружающей среды на развитие общества выходят на передний план, занимая одно из ведущих мест.

Вред окружающей среде наносится деятельностью целого ряда отраслей промышленности. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р, одним из основных направлений государственной политики в области экологии является сохранение и восстановление природной среды. Для достижения поставленной цели необходимо наряду с прочей деятельностью обеспечить «сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений».

Таким образом, одним из компонентов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, является развитие дорожного хозяйства.

В выступлении руководителя Федерального дорожного агентства О.В. Белозерова на установочной конференции «Перспективы и направления развития транспортной отрасли России до 2020 года. Долгосрочные целевые программы» отмечено, что «дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и обеспечивает свободное перемещение товаров и услуг». В соответствии с Рекомендациями по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства (ОДМ 218.1.001-2005) под дорожным хозяйством понимается комплекс, включающий автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

В Концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве от 2006 года одним из основных направлений деятельности в дорожном хозяйстве, которое позволит обеспечить высокое качество автомобильных дорог, являются сервис и охрана окружающей среды. Среди задач данного вида деятельности обозначена задача по разработке мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности дорожного хозяйства, организации работы по ее выполнению.

Под экологической безопасностью, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, следует понимать состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на период с 2002 по 2010 гг.» предусматривается реализация ряда крупнейших проектов, связанных с решением задач по обеспечению экологической безопасности дорожного хозяйства. К таким задачам относятся:

  1. Задача, предусматривающая ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, направлена на обеспечение сохранности автомобильных дорог, долговечности и надежности конструкций и сооружений, повышение безопасности движения и экологической безопасности объектов.
  2. Задача, предусматривающая научно-техническое и инновационное обеспечение, предполагающее переход на инновационный путь развития, направлена на обеспечение увеличения надежности и сроков службы дорожных сооружений, рост технического уровня и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, снижение стоимости дорожных работ, сокращение аварийности и повышение экологической безопасности автомобильных дорог.
  3. Задача, предусматривающая техническое регулирование дорожного хозяйства и нормативно-техническое обеспечение на основе Федерального закона «О техническом регулировании». Достижение целей технического регулирования дорожного хозяйства предполагается осуществить путем установления в специальных технических регламентах обязательных требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущественного комплекса автомобильных дорог и экологической безопасности при проектировании, строительстве (реконструкции), а также эксплуатации автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
  4. Задача, предусматривающая повышение эффективности системы управления дорожным хозяйством, направлена на обеспечение контроля безопасности дорожного движения и экологической безопасности дорожного хозяйства, контроля состояния автомобильных дорог общего пользования, качества выполнения дорожных работ и исполнения договорных обязательств подрядчиками путем совершенствования методов управления дорожным хозяйством, контроля и диагностики технического состояния автомобильных дорог общего пользования, анализа интенсивности и условий движения и т.п.
  5. Задача, предусматривающая снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду. Эта задача имеет очень важное значение, поскольку опережающий рост парка автотранспортных средств по сравнению с развитием автомобильных дорог общего пользования приводит к увеличению их загруженности транспортными потоками, снижению средних скоростей движения и, как следствие, ухудшению экологической обстановки за счет загрязнения окружающей среды вредными выбросами.

Из доклада заместителя министра транспорта РФ А. Мишарина на расширенном заседании Комитета Госдумы РФ по транспорту было отмечено, что на смену ФЦП «Модернизация транспортной системы России на период с 2002 по 2010 гг.» придет ФЦП «Развитие транспортной системы на 2010-2015 гг.». Она будет включать шесть подпрограмм, в т.ч. автомобильные дороги. Кроме этого, Президент РФ Д. Медведев на совещании по инвестиционным программам и развитию дорог заявил, что программу по развитию транспортной системы России на 2010-2015 гг. необходимо обновить и больше внимания следует уделить автомобильным дорогам.

Таким образом, одним из необходимых условий эффективной работы дорожного хозяйства является высокий уровень его реакции на изменение состояния окружающей природы, а это значит, что непременным условием эффективности функционирования дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения является обеспечение экологической безопасности.

Одним из компонентов дорожного хозяйства, важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения функционирования производственных сил и жизнедеятельности населения страны является транспортно-дорожный комплекс (ТДК). Транспортно-дорожный комплекс необходим для поддержания существования урбоценоза – экологической составляющей, созданной искусственно на базе естественного природного ландшафта и являющейся основой для всей структуры ландшафта антропогенного. В то же время функционирование ТДК сопровождается значительным негативным воздействием на окружающую среду. Основными источниками загрязнения окружающей среды в ТДК являются:

– автомобильные дороги, представляющие собой один из важнейших объектов транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Сеть автомобильных дорог является важнейшим элементом экономики России;

– транспортные предприятия, включающие авторемонтные предприятия, асфальтобетонные и цементобетонные заводы, базы дорожной техники      и др.;

– автомобильный парк, непрерывно растущий. В России в настоящее время эксплуатируется более 33,4 млн. автомобилей, и рост объемов выпуска автотранспортных средств продолжается.

Негативное воздействие ТДК на окружающую среду выражается в следующих проявлениях:

-     потребление природных ресурсов, а именно атмосферного воздуха, нефтепродуктов и природного газа, воды, земельных ресурсов;

-     загрязнение атмосферы и земель;

-     формирование поверхностного стока, загрязненного нефтепродуктами, остатками противогололедных реагентов, металлами (свинцом, цинком, медью, хромом, мышьяком) и т.п.;

-     создание высоких уровней шума и вибрации;

-     разрушение почвенно-растительного покрова и т.п.

Все перечисленные выше отрицательные воздействия на окружающую среду проявляются на всех стадиях функционирования автомобильной дороги: изыскания, проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, содержания, реконструкции. В связи с этим для повышения экологической безопасности дорожного комплекса при изыскании, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог необходимо решить следующие задачи на основе системной оценки и прогнозирования воздействия автомобильных дорог, инженерных сооружений и производства работ на экосистему.

  1. Провести анализ современного уровня опасности дорожного хозяйства при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги.
  2. Обосновать пути повышения уровня экологической безопасности дорожного хозяйства при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.
  3. Выявить логические, количественные и качественные закономерности влияния различных факторов на экологическую безопасность экосистем в придорожной полосе автомобильных дорог, расположенных в сложных природных условиях (в районах вечной мерзлоты, заболоченной местности, горной местности, районах искусственного орошения земли, песчаных пустынях, засоленных грунтах и т.д.).
  4. Разработать методику оптимизации размещения производственных предприятий (АБЗ, ЦБЗ, битумохранилищ и т.д.) и участков разработки дорожно-строительных материалов с учетом экологической безопасности экосистем.
  5. Разработать математическую модель оценки экологической безопасности экосистем в период строительства автомобильных дорог.
  6. Создать математический аппарат оценки и прогнозирования экологического состояния придорожной полосы при эксплуатации автомобильных дорог с высоким уровнем содержательности.
  7. Выполнить экспериментальную проверку эффективности применения методов экологической оценки для экосистем.
  8. Обосновать методы прогнозирования и решения оптимальных задач обеспечения экологической безопасности дорожного хозяйства на экосистемах придорожной полосы.
  9. Разработать комплекс методов повышения экологической безопасности на автомобильных дорогах и производственных предприятиях дорожного хозяйства.
Создать систему управления экологическим состоянием автомобильных дорог и производственных предприятий, механизма управления экологическим состоянием автомобильных дорог и предприятий дорожной отрасли.

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5